Менять или не менять фильтры тонкой и грубой очистки в вариаторе при замене масла?
Замена фильтров при замене масла в вариаторе — это не просто рекомендация, а обязательная и критически важная процедура.
Если коротко: замена фильтров — это залог чистоты новогомасла и долгой жизни вариатора.
Почему это так важно:
1. Очистка от продуктов износа
В процессе работы вариатора несмотря на то, что передачи переключаются бесступенчато, происходит трение и микроскопический износ металлических деталей:
· Ремень/цепь и конусы (шкивы): это основные элементы, которые постоянно контактируют друг с другом под высоким давлением. Они производят металлическую пыль и мелкую стружку в процессе работы. Также есть другие движущиеся части: подшипники, шестерни планетарной передачи и другие движущиеся части.
Старый фильтр уже насыщен этими частицами. Если его не заменить, он не сможет улавливать новую металлическую пыль и мелкую стружку, и она будет циркулировать в системе, работая как абразив, ускоряя износ новых деталей и засоряя тонкие каналы гидроблока.

2. Удаление загрязнений из гидроблока
Гидроблок (или клапанная плита) — это "мозг" вариатора. Он состоит из множества каналов и соленоидов (электромагнитных клапанов), которые с огромной скоростью (до тысячи раз в секунду) меняют давление масла, чтобы сдвигать шкивы и менять передаточное число.
· Грязь и продукты износа попадают в тонкие каналы гидроблока.
· Частицы налипают на соленоиды, мешая им работать точно и быстро.
Результат — некорректное давление, что приводит к рывкам, проскальзыванию ремня по шкивам, резким стартам и, в конечном итоге, к выходу из строя гидроблока и ремня/цепи вариатора. Замена фильтра помогает предотвратить это.

3. Восстановление пропускной способности
Со временем фильтр забивается, и его пропускная способность падает. Масляному насосу становится тяжелее протолкнуть масло через систему.
· Это может привести к масляному голоданию в критических узлах, что вызывает их перегрев не корректную работу и быстрый износ.
· Также может сработать аварийный режим вариатора, когда коробка фиксируется на одной передаче, и автомобиль теряет динамику.

Новый фильтр обеспечивает беспрепятственную циркуляцию свежего масла.

4. Удержание шлама и нагара
Помимо металлической стружки, в масле со временем образуются продукты окисления и термического разложения масла — шлам и лак. Эти отложения похожи на густую грязь, которая оседает на деталях. Фильтр улавливает и их.
Какие бывают фильтры и почему менять их все?
В вариаторе обычно есть два типа фильтров:
1. Фильтр тонкой очистки: находится снаружи на корпусе вариатора или расположен в корпусе вариатора под съёмным стаканом, представляет из себя картридж похож на масляный фильтр двигателя. Легко меняется при замене масла. Задерживает мелкие частицы.

2. Фильтр грубой очистки: находится внутри поддона вариатора. Это мелкая металлическая сетка или сетка с добавлением бумажной прослойки, которая защищает масляный насос и гидроблок от самых крупных частиц. Требует снятия поддона для замены.

Почему важно менять оба? Представьте, что вы слили старое масло, залили новое, но оставили старый, грязныйфильтр грубой очистки. Вся грязь с этого фильтранемедленно начнет растворяться в свежем масле и попадет в гидроблок. Эффект от замены масла будет сведен к нулю.
Какие последствия могут быть, если не менять фильтры?
· Свежее масло очень быстро загрязнится. Вы потратите деньги на дорогое масло, но оно почти сразу потеряет свои свойства.
· Ускоренный износ деталей вариатора.
· Высокий риск выхода из строя гидроблока — самой дорогой детали в вариаторе после ремня/цепи.
· Проблемы с переключениями: рывки, пинки, вибрации.
· В перспективе — капитальный ремонт или замена всего вариатора, что обойдется в разы дороже, чем регулярная замена масла вместе с фильтрами.
Вывод
Замена фильтров при замене масла в вариаторе — это неотъемлемая часть услуги. Это инвестиция в долговечность и надежность коробки передач. Экономия на фильтрах — это ложная экономия, которая почти гарантированно приведет к большим затратам в будущем.